20 февр. 2013 г.

«Душа моя так и рвется из Москвы».А.П Чехов

  «Сегодня я гулял в поле по снегу, кругом не было ни души, и мне казалось, что я гуляю по луне».
         У меня всегда так, сначала , как-бы случайно бываю в каком-то месте,  вдыхаю "аромат"  и если трогает начинаю  копать  историю , сейчас расскажу о Мелихове,   попали мы туда случаем " по пути" , время катилось к закрытию и мы купили входной билет на территорию, без посещения музея, прогуливаясь по аллейкам  испытала жгучее желание приехать сюда в период цветения сада, дурманящего микса  от запаха сирени, черемух и вишни.Это место, после которого другими глазами смотришь  на  т творчество Антона Павловича. Вы не поверите, но практически все герои его произведений из того, мелиховского окружения. Это не родовое гнездо Чеховых, а  приобретенный  " уголок" о котором мечтал  и полюбил писатель. Ему надоела Москва и его съёмная квартира, он  устал после работы на Сахалине….он мечтает о деревне.

Чехову – 32 года
«Душа моя так и рвется из Москвы».
«Если я в этом году не переберусь в провинцию, и если покупка хутора не удастся, то я по отношению к своему здоровью разыграю большого злодея. Мне кажется, что я рассохся как старый шкаф».
«Сегодня купил имение, т.е. начинаю покупать»
«Я изменил хохлам и их песням. Волею судеб покупаю себе угол не в Малороссии, а в холодном Серпуховском уезде, в 70 верстах от Москвы. И покупаю, сударь, не 10-20 десятин, как хотел и мечтал, а 213. Хочу быть герцогом».

«Дорога ужасная, тарантас подпрыгивает от мучительной боли и на каждом шагу теряет колёса. Когда я в последний раз ехал от станции, у меня от тряской езды оторвалось сердце, так что я теперь уже не способен любить».

«Вот мой адрес: станция Лопасня Московско-Курской дороги, село Мелихово».


         Как говорится в семейной летописи, оставленной отцом писателя, дед Антона Павловича был крепостным. Еще задолго до освобождения крестьян дед Антона Павловича выкупил все свое семейство на волю.
        Отец писателя, Павел Егорович, был одаренным человеком. С самого раннего детства он имел пристрастие к пению,музыке, рисованию.Переехал в Таганрог где, с большими трудами открыл свою бакалейную лавку, женился в Таганроге на девице Евгении Яковлевне Морозовой, матери писателя. Она родилась в Моршанске и была дочерью интеллигентного для того времени купца-суконщика, разъезжавшего со своими товарами по всей России. Евгения Яковлевна умела хорошо рассказывать о своем путешествии через всю Россию на лошадях,  и все ее дети, в том числе и Антон Павлович, очень любили слушать ее рассказы. Ее нежный, тихий нрав несомненно достался в наследство и будущему писателю.Отец был требователен и строг, но это не мешало семье жить в такой завидной дружбе, какую редко встретишь при подобных обстоятельствах. Детям старались дать образование и «приличное» воспитание, их сравнительно рано стали учить языкам.День начинался и заканчивался трудом.
"Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери."
«Отец и мать – единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дела их рук, славные они люди».   
Торговый бизнес прогорел и семья, спасаясь от долгов, срочно выезжает в Москву.


Т.Щепкина-Куперник: «Старики были чудесные. Отец, Павел Егорович, высокий, крупный, благообразный старик, в свое время, говорят, бывал крутенек и властен, но в те дни, когда я узнала его, он признал главенство Ант.П. Он чувствовал всей своей крепкой стариковской справедливостью, что вот он свои дела вел неудачно, не сумел обеспечить благосостояние своей семье, а «Антоша» взял все в свои руки — и вот теперь поддерживает их всех, и угол им на старость доставил… и оба они, и старик, и старушка, считали главой дома «Антошу».             
В новоприобретенном Мелихове, таком выстраданном и долгожданном, работают все – не стесняются земли, никогда дешевый наемный труд не рассматривался в семье Чеховых как способ освобождения от собственного труда. «Парники засадили и засеяли сами, без наемников; весной деревья будем сажать тоже сами, и огород тоже... В первое время меня всего ломало от физического труда, теперь же ничего, привык», - писал Чехов. «...уставали ужасно, по новости все схватывались за сельское хозяйство с таким пылом, что к вечеру едва доволакивали ноги до постелей. Один раз так устали, что проспали колоссальный пожар рядом, бок о бок с усадьбой», - вспоминает М. П. Чехов.  чай не баре, из крепостных крестьян…. Чехов сам сажал, высеивал, обрезал розы, чем-то белым обмазывал свои яблони и гордился своим садом.
«Все работы по окраске, починке всяких мелочей и прочее несут мои домочадцы с Мишей во главе. Парники засадили и засеяли сами, без наемников; деревья будем сажать тоже сами, и огород тоже».«Ужасно много хлопот. Чистим, моем, красим, обновляем кое-где полы, переносим кухню из дому в людскую, ставим скворешни, возимся с парниками и проч. Если бы я не был занят своим делом, то весь день проводил бы на дворе».«Я посадил 60 вишен и 80 яблонь. Мы выкопали новый пруд, который к весне наполнится водой на целую сажень. В головах кишат планы. Да, атавизм великая штука. Коли деды и прадеды жили в деревне, то внукам безнаказанно нельзя жить в городе. В сущности, какое несчастье, что мы с детства не имели своего угла».


Вся деревня была удивлена, когда в первый же день переезда в Мелихово Чехов пошел знакомиться не с помещиками, а с крестьянами. «Мы ему в пояс, - здравствуйте, барин! - а он подошел к нам и говорит: я не барин, я - доктор». Налаживать жизнь мелиховской усадьбы семье Чеховых приходилось в трудное время. «Первая весна в Мелихове была холодная, голодная и затяжная, - вспоминает Михаил Павлович. - ...началась распутица. Но Антон Павлович не унывал. Несмотря на хозяйственные огорчения, в письмах Чехова сквозит неподдельная радость. С утра и до позднего вечера семья Чеховых работает не покладая рук..Был установлен трудовой режим дня. С самого раннего:, утра все были на ногах. Роли в хозяйстве были распределены следующим образом: Михаил Павлович взял в свое ведение полевое хозяйство. Павел Егорович расчищал дорожки в саду. Евгения Яковлевна вела домашнее хозяйство. Чехов занимался посадкой цветов и деревьев, с особым увлечением разводил он фруктовый сад. «Питаю слабость к фруктовым деревьям», - писал Антон Павлович. «Обычно ранним утром он выходил в сад и подолгу осматривал каждое фруктовое дерево или розовый куст: то подрежет сучок, то поправит веточку, а то долго сидит у ствола и что-то наблюдает на земле», - вспоминает Михаил Павлович. Антон Павлович мечтал о вишневом саде. В его письмах неоднократно упоминается о том, что он сажает вишневый сад и выписал 50 деревьев владимирской вишни. «...У всех Чеховых есть одно замечательное свойство - их слушаются цветы и растения, и все, что бы они ни посадили-принимается хорошо», - вспоминает писательница Т. Л. Щепкина-Куперник. 


Письма его из Мелихова заполнены описаниями природы.
 «Вот эти сосны особенно хороши на закате, когда красные стволы, а дуб надо смотреть в сумерки».. «...в природе происходит нечто изумительное, трогательное, что окупает своей поэзией и новизною все неудобства жизни. Каждый день сюрпризы один лучше другого. Прилетели скворцы, везде журчит вода, на проталинах уже зеленеет трава. День тянется, как вечность... Отсюда издали люди кажутся очень хорошими, и это естественно, потому что, уходя в деревню, мы прячемся не от людей, а от своего самолюбия, которое в городе около людей бывает несправедливо и работает не в меру. Глядя на весну, мне ужасно хочется, чтобы на том свете был рай»
«...в деревне теперь хорошо. Весна настоящая, деревья распускаются, жарко. Поют соловьи и кричат на разные голоса лягушки. У меня ни гроша, но я рассуждаю так: богат не тот, у кого много денег, а тот, кто имеет средства жить теперь в роскошной обстановке, какую дает ранняя весна»
 «Какой чудный октябрь! В лесу просто очарование. Трудно сидеть в комнате».
 «Было холодно, все повесили носы, птицы улетели обратно из юг, и я не писал вам, чтобы не заразить вас своим дурным настроением. Теперь птицы вернулись, и я пишу». 
«Сегодня я гулял в поле по снегу, кругом не было ни души, и мне казалось, что я гуляю по луне».
 «...Я возвращался поздно вечером на своей тройке. 2/3 дороги пришлось ехать лесом, под луной, и самочувствие у меня было удивительное, какого уже давно не было, точно я возвращался со свидания»






     
 Антон Павлович всегда любил реки, озера и пруды, ему доставляло удовольствие выкупаться и покататься на лодке. Но самым любимым замятием его было удить рыбу. В Мелихове был слишком маленький пруд, но Антон Павлович рыбачил и здесь: ловил малюсеньких карасей, которых тут же отпускал обратно. Река от усадьбы была далековато поэтому в первое же лето Антон Павлович решил выкопать в усадьбе новый большой пруд. «С каким интересом мы следили за ходом работ. С каким увлечением Антон Павлович сажал вокруг пруда деревья и пускал в него тех самых карасиков, окуньков и линей, которых привозил с собой в баночке из Москвы», - рассказывает М. П. Чехов.
Неохотно, только из-за необходимости лечиться, Чехов уезжает в Ялту: «...от мысли, что я должен уехать, у меня опускаются руки и ничего не хочется делать». 




 После революции Мелихово оказалось заброшенным. А в 1929 году рухнул главный дом усадьбы. Потомки могли бы лишиться этой части культурного наследия нашей страны, если бы за Мелиховом не ухаживали селяне, проживавшие рядом, в памяти которых ещё остались воспоминания об А.П.Чехове. Лишь только в 40-е годы стали планировать открытие музея А.П.Чехова. Основной и наиболее сложной задачей реставраторов было восстановить Мелихово из сохранившихся кусочков и воссоздать прежний колорит. Важную подготовительную работу провел племянник писателя Сергей Михайлович Чехов



Комментариев нет:

Отправить комментарий