8 нояб. 2009 г.

Артхаус или мейнстрим?!

- Вот, давай сюда пойдем, - читал рецензию, очень хвалят, такое, знаешь, артхаусное кино...
- Артхаусное - это что?
- Ну артхаус- это.... артхаус - это то, что не мейнстрим.

"Артхаус" в переводе с английского (art house) означает всего-навсего "дом искусства". Говорят, название появилось, когда в Европе возникли специализированные кинотеатры, которые занимались прокатом некоммерческого кино. Остальная часть проката была отдана на откуп "массовому" кинопродукту - так называемому "мейнстриму" (по-английски main stream). Это, кстати, не что иное, как "основной поток".
     Действительно - и вы вряд ли станете с этим спорить, - кино бывает разным. Массовым, для всех и каждого, и "не для всех". Последнее называют по-разному: авторское, некоммерческое, элитарное, независимое... И, наконец, артхаусное. Критерии? Их, в общем, нет. Точнее, как говорят критики, они катастрофически размыты.
      Откуда взялось это словечко у нас, в России? Читала о том, что впервые его произнес по-русски Сэм Клебанов, модный ныне кинопрокатчик, в самом начале своей работы в этом качестве,в 90-х.
     Артхаус создан, чтобы человек, домысливал нюансы сюжета сам. Путем визуального ряда, звука, взгляда актера, небрежно брошенной фразы.Сюжет не ведет за руку, а подразумевает что зритель думающий, а не просто смотрящий... И из таких нюансов и складывается эмоциональное и смыловое восприятие фильма.
    В середине 60-х молодой французский режиссер ЖанЛюк Годар (кто ж теперь не знает этого имени?!) изрядно нашумел, произнеся в интервью крамольную фразу: «Мне наплевать, будут ли смотреть мои фильмы!»Бунт молодого поколения – иначе не назовешь: фильмы Годара «На последнем дыхании», «Жить своей жизнью», «Уикэнд» спровоцировали оживленные споры в печати. А сам Годар даже умудрился в разгар событий 68-го сорвать Каннский фестиваль.
    Однако не случись в одно время Годару, Хичкоку найти себя в кинематографе, не было бы, наверное, сейчас ни арт-хауса, ни этого материала. Эти люди поставили «кино не для всех» на ноги. Сейчас их фильмы – классика жанра, но оценить их творчество дано не каждому.
    Значительное место в этом жанре занимает кинематограф Азии.( Ким Ки-Дук, Вонг Кар Вай и прочие представители азиатского кино. )Их ленты тяжелы и неподготовленному зрителю смотреть не порекомендованы. Азиатская жестокость, самоистязание, желание познать себя, ощутить мир иначе...
    Зачем смотреть такое кино? Чтобы слушать каждый звук, даже если большая часть из них – шум ветра или волн. Чтобы думать над каждым движением, рассуждать, постигать «великий смысл и тайную истину». Чтобы потом, спустя день-неделю после просмотра собирать кусочки разорванного сердца, наводить порядок в голове, пытаясь синхронинизировать поток мыслей, думать-страдать-искать ...и получать огромной удовлетворение от найденных ответов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий