1 нояб. 2011 г.

осень в японском саду

Японский сад в Москве относится к разновидности чайного сада. Его красота должна настроить и подготовить человека к чайной церемонии, которая проходит здесь раз в год в начале июня в чайном павильоне.


Идея сада вынашивалась 30 лет послом  Японии в СССР Акира Сигемицу и замдир Ботанического сада Петром Лапиным, для его создания был приглашен знаменитый японский архитектор Кен Накадзима.Причем, cемидесятитрехлетний Кен Накадзима лично участвовал в земляных работах. Появились живописные холмы, переходящие в лощины и поляны, каменистый ручей  с водопадами, пруд и остров на нем остров. Японский   сад начинается с искусства расстановки камней ( Сутэ — иси). «Сядем в тишине и погрузимся в созерцание сада камней.…Сосредоточившись на неподвижном, ощущаешь движение высших ритмов…» Камни воплощают светлую, положительную мужскую силу ян.…Каждый камень подбирается по форме, фактуре, цвету, при этом очень важно, чтобы они не лежали каждый в отдельности, а органично вписывались бы в ландшафт, тем самым, создавая иллюзию, что поверхность, на которой лежат камни — это лишь малая часть того, что спрятано внутри.
Если камни в японском саду символизируют горные земли Японии и мужскую силу ян, то вода олицетворяет ее быстрые реки и тихие озера, является символом отрицательной, темной, мягкой, женской силы инь. Их вечное противостояние и неразрывное единство, согласно древнему космогоническому дуализму, является основой существования мира.

Материалы и растения для сада свозили со всего Советского Союза. 250 тонн камней доставили из Закарпатья. Хвойные растения привезли из Минска, многолетники — из Львова, рододендроны — из Риги. С японского острова Хоккайдо приехали знаменитая японская сакура, вяз Давида, клен моно, ирис Кемпфера, без которых не может существовать этот сад. На 2,7 га здесь произрастает около 130 видов растений
Первыми из построек были возведены бамбуковые ворота ведущие в сад. Бамбук несёт положительную символическую нагрузку в японских садах, и ещё замечательный экологический материал, который хорошо очищает воздух.
Затем установили 13-ярусную каменную пагоду (ей почти 200 лет). Первоначально такие сады создавались только при буддийских храмах и предназначались для медитации. Они являлись земным воплощением буддийского рая.
Это многоярусные сооружения  самых многообразных форм - квадратные, шестиугольные, восьмиугольные, обычно с четным числом углов и многоярусные.символ . Размеры зависят  от площади и назначения сада.Нижний ярус самый большой, а каждый следующий  несколько меньше предыдущего. Такой ритм лишает общую композицию пагоды излишней активности, создавая настроение спокойствия. Благодаря этому, даже очень большие пагоды не подавляют человека, а посылают в пространство волны позитивной энергии. На Востоке считают, что пагоды гармонизируют энергию в окружающем пространстве.
Пагода - это тип монументального буддийского культового сооружения, зародившегося в Индии. Она предназначена для хранения остатков Будд и праха монахов или для хранения буддийских сустр.









Если в саду устанавливаются и фонари, то их размеры нужно соотнести с размерами пагоды. Существует правило: высота самого высокого фонаря в саду должна быть меньше высоты пагоды в 1,5-2 раза - если и пагода, и фонарь просматриваются вместе. Если же они находятся в разных точках обзора, то их размеры могут не зависеть друг от друга.

Фонари имеют удивительное свойство - оживлять композицию сада , приобретая совсем другое звучание. Изначально фонари были ритуальными предметами. Они располагались у статуи Будды, символизируя свет его учения. Затем фонари ставили у входа в храм и по краям дорожек, ведущих к храму, - как элемент освещения Пути.

Существует много разновидностей фонарей: от грубо вырубленных, до богато орнаментированных. В основе конструкции фонарей заложено три основные геометрические формы – треугольник, круг и квадрат.
Конструкция фонарей обычно состоит из шести отдельных элементов: подставка под фонарь, опора, подставка светильной камеры, сама камера, крыша и навершие.

Фонари стали неотъемлемой частью японского сада только с развитием искусства чайной церемонии. Сейчас фонари - едва ли не самый узнаваемый элемент японского садового ландшафта, зачастую являясь просто декоративным элементом.
 

Юкими-торо (Якими-гата) - фонарь с широкой крышей, на которой зимой образуется большая шапка снега. Такие фонари размещают обычно у кромки водоема. Отражаясь в воде вместе с растениями и камнями, фонарь создаёт картину-отражение. Красив фонарь и зимой, с пушистой шапкой снега.



Террасы, беседки или чайные домики – непременные архитектурные элементы японского сада. Именно оттуда можно спокойно любоваться садом и отдыхать, наслаждаясь уединением.
Идеальный материал для создания беседки или чайного домика - бамбук, дерево. Если беседка или чайный домик будут деревянными, то желательно присутствие хотя бы элементов декора из бамбука, поскольку он несёт положительную символическую нагрузку в японских садах, бамбук - ещё и замечательный экологический материал, который хорошо очищает воздух.

Сад в японском стиле, встречающий нас восточными образами – символами семейного благополучия, долголетия, мудрости, спокойствия - одарит положительной энергией, создаст прекрасное настроение.















Лист на воде...



последний  лист


Комментариев нет:

Отправить комментарий