10 июн. 2016 г.

Немного загадок московского метро.Станция Римская.

Наверно одна из самых не однозначных в оформлении станции метро-это Римская. Спускаясь по эскалатору я невольно залюбовалась  выпуклым панно над переходом, изображающее Римскую волчицу – символ города Рима, вскормившую близнецов Ромула и Рема, по легенде, основавших Рим. В переходе замедлила шаг и начала искать мотивы, объясняющие присутствие этой скульптуры. Всего их оказалось пять, но камеру я достала только проходя мимо "резвящихся на руинах младенцев", что-то не давало мне покоя в этой несуразной экспозиции.  И волновало и отвращало одновременно. 
Открыта 29 декабря 1995 года. Тема оформления станции - "Римские достопримечательности". В проектировании художественного оформления станции принимали участие итальянские  художники  и известный скульптор Л. Л. Берлин. 
Ещё одна особенность оформления станции - в центральном зале нет ни одного указателя, чтобы не портить перспективу.
Станция Римская.

Скульптурная композиция «Мадонна с младенцем» 

Станция Римская.

Станция Римская.

Станция Римская.
В переходе жутковатые  на мой взгляд апокалиптические скульптуры  Ромула и Рема. На заднем плане по стене стекает вода - это фонтан такой. Считается единственным фонтанов в метро, который и фонтаном назвать с натяжкой.
Станция Римская.

Станция Римская.

И немного критиков по теме  архитектурного стиля Римской.
"Леонид Берлин безжалостно честный художник. В то же время его искусство нельзя назвать страшным, лишенным надежд.
Подземный (по определению "изнаночный") мир сталинского метрополитена демонстрирует законченную модель идеального советского социума...Как подорвать авторитет этой кажущейся незыблемой парадигмы? Берлин находит гениальное решение. Он просто смеется над ней. Якобы подыгрывает имперскому тщеславию. На самом деле, разоблачает обман. Вам нужны античные колонны? Пожалуйста. Но только не в качестве шеренги грозных часовых, а в качестве живописных развалин, картинно сложенных в торце зала. Ханжеское следование ордерному канону сменяется почти эпатажной неряшливостью рисунка, нарочитой грубостью керамической фактуры, аляповатым цветом. Из капители растут масенькие цветочки... , по стволу ползают симпатичные детеныши. Сам Берлин называет их "обсосками"...  Идешь по переходу и натыкаешься на маску "Уста истины", напоминающую не зловещую урну для доносов (вот вам ваша античная империя!), но скорее карнавального зазывалу - ярмарочного деда. Пухлявые путти с крылышками кружат над игрушечной триумфальной аркой. Малыши Ромул и Рем самозабвенно сосут молоко добродушной волчицы, больше похожей на ласковую домашнюю псину... Вдруг понимаешь, что попал в кукольный театр. Верный своему принципу Леонид Берлин снова провоцирует случайную публику (пассажиров) на участие в едином карнавале жизни, импровизированном ярмарочном представлении о "кумерических богах", "грозных разбойниках", "заморских зверушках", детских игрушках. Только так, простодушно и весело Леонид Берлин прощается с былыми гипнозами, мифами и иллюзиями".

"Работы Берлина спокойными оставить не могут: они рождают в душе зрителя тревогу и жалость; сочувствие и страх. Они неудобны, эти странные, непривычные, ни на что не похожие...  

Необычные памятники скульптора Л.Л.Берлина

3 комментария:

  1. Я конечно извиняюсь, но это не то искусство, которое нужно в метро :) Надо конечно съездить, посмотреть, но то, что на фото, и особенно - упоминание Сталина - это чересчур.

    "Промышленность не может быть тяжелой,
    Ей надлежит быть легкой и веселой"
    :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Совершенно с тобой согласна, все мы переходим некоторые этапы становления, как в творчестве так и в жизни и когда что-то нас затрагивает, пусть до органического тошнотворства это может быть и не плохо для нашего роста, хуже будет если мы просто не станем это замечать.
      Как же четко и правдиво подметила Раневская. Когда в Москву привезли Мону Лизу, все ходили на нее смотреть. Фаина Георгиевна услышала разговор двух чиновников из Министерства культуры. Один утверждал, что картина не произвела на него впечатления. Раневская заметила:
      - Эта дама в течение стольких веков на таких людей производила впечатление, что теперь она сама вправе выбирать, на кого ей производить впечатление, а на кого нет! Добавить здесь нечего.

      Удалить
    2. Фаина Раневская была мудрой женщиной :) Согласен, конечно, что надо замечать, а не проходить мимо, но даже, если проходишь, не замечая, в подсознании все равно остается какой-то осадок (рекламщики это давно поняли), и все-таки он важен :)
      Хорошего настроения, Таня!

      Удалить